Автосервис круглосуточно: сход-развал: регулировать или нет?. Авто сервис работает 24 часа.
Зачастую причиной плохой управляемости или устойчивости автомобиля становятся неточно отрегулированные углы установки колес, или, говоря более привычным для автомобилистов языком, нарушенные развал и схождение колес. Поэтому имеет смысл более подробно поговорить о том, что есть сход-развал колес, как их грамотно отрегулировать и нужно ли это в принципе?
Схождение колес
Прежде всего, стоит отметить, что характеристиками «развал» и «схождение» обладают как передние, так и задние колеса. Правильное схождение передних колес (или «управляемых») – очень важный фактор устойчивости автомобиля, поэтому ради собственной же безопасности пренебрегать им не следует.
Схождение колес определяют, рассчитав разность между кромками обода каждого колеса в их переднем и заднем положениях, причем данные показания снимаются на высоте центра каждого колеса между одинаковыми точками ободьев. На Рисунке 1 под схождением понимается разница расстояний А и Б. Если этот показатель будет отличаться от рекомендованного, схождение необходимо отрегулировать в соответствии с требованиями специалистов.
Рис. 1. Передние колеса автомобиля (вид сверху).
Точную настройку схождения выполняют только на станциях техобслуживания. Предварительно необходимо проверить, надежно ли крепление рычага рулевой трапеции по отношению к поворотной стойке, верно ли соединены конусы пальцев шаровых шарниров на рулевых тягах, надежны ли крепления сошки с маятниковым рычагом и развал колес.
Если в процессе эксплуатации автомобиля вы проводили ремонт ходовой части, лучше провести регулировку сход-развала. Схождение колес регулируется с помощью изменения длины боковых рулевых тяг. Для этого необходимо ослабить стяжные хомуты, повернуть регулировочные муфты на равную величину и обязательно в противоположных направлениях, изменяя тем самым длину боковых тяг. После завершения регулировки, хомуты затягиваются таким образом, чтобы впоследствии их концы не соприкасались.
Развал колес
При проверке развала колес давление воздуха в шинах должно быть нормальным, диски колес не должны быть погнуты, а шины – изношены, при этом свободный ход рулевого колеса также должен соответствовать норме. Прежде чем проверить развал необходимо также убедиться в исправности шарниров рычагов на передней подвеске, шаровых опор передней подвески и штоков амортизаторов. На Рисунке 2 под развалом понимается разность расстояний Б и А.Рис. 2. Левое переднее колесо (вид спереди).
Регулировка сход-развала колес
Регулировку развала и схождения колес абсолютно точно можно проверить и качественно отрегулировать только на стенде. И не стоит верить тем «специалистам», которые обещают «на глазок» отрегулировать углы колес при установке, ведь даже разность в полградуса спровоцирует значительные сложности в процессе езды.
Самому проводить данную процедуру также не рекомендуется. Это гораздо сложнее, чем, скажем, Это гораздо сложнее, чем, скажем, установка парктроника или установка подогрева сидений в автомобиле.установка парктроника или установка подогрева сидений в автомобиле. При появлении необходимости в проведении данной процедуры лучше всего обращаться в автосервисы и на станции техобслуживания, где для этого имеется все необходимое оборудование.
Однако во многих современных автомобилях конструкция подвески не предусматривает изменение углов установки колес за определенный период эксплуатации автомобиля. Поэтому, с одной стороны, регулировка сход-развала на таких автомобилях не требуется. Но с другой стороны, как быть, к примеру, после аварии. Дефектные детали подвески будут заменяться новыми, а первоначальная геометрия кузова будет возвращаться на стенде. После данных операций на некоторых автомобилях углы установки колес самостоятельно принимают изначальные значения. Однако с некоторыми машинами регулировку схождения и развала приходится восстанавливать отдельно.
Технология 3D
Еще совсем недавно эталоном точности при определении угла установки колес считались инфракрасные системы, на самом деле обладающие целым рядом конструктивных недостатков. К примеру, электронные датчики уровня определяют развал, измеряя его относительно гравитационного поля земли, но при отклонении ямы или платформы подъемника в эти измерения вносится ошибка. Инфракрасные приемники также имеют свойство терять в точности с течением времени, что устраняется периодической калибровкой. Кроме того, сам датчик системы – это сложное электронное устройство, которое устанавливается прямо на колесо, то есть может подвергнуться нежелательному механическому воздействию.
В настоящее время лучшим вариантом являются стенды на основе 3D-технологии, имеющие совсем новый принцип измерения углов. В этом случае, на колеса прочно устанавливаются механические отражатели, перед самим автомобилем устанавливаются цифровые камеры, которые непрерывно ведут фотосъемку отражателей на колесах. Таким образом, углы установки колес определяются с помощью трехмерного моделирования расположения колес в пространстве. Такая система имеет много неоспоримых преимуществ перед устаревшей инфракрасной: 3D-система не требует калибровки на протяжении всего срока службы и не разбивается при ударе или падении.