Опрос

Как часто вы меняете место работы?

Я больше 5-ти лет на последнем месте и не собираюсь уходить - 32.4% (83 чел.)
Меняю раз в 3-4 года - 23.8% (61 чел.)
Я частник/фрилансер, меняю работу с новым заказчиком - 7.4% (19 чел.)
Сам не менял, меня сокращали ( - 6.3% (16 чел.)
В моем возрасте менять работу опасно.. - 9.4% (24 чел.)
Я работодатель. Следующий вопрос - 9% (23 чел.)
Другое - 5.9% (15 чел.)
 
 

Юридические лица

Регистрация юридических лиц

Регистрация изменений

Регистрация ИП

Налоги и бухучёт

Отдел кадров

Финансы и Кредиты

Недвижимость и право

Автомобиль на предприятии: спорные вопросы налогового учета

Регистрация юридических лиц / Авторские статьи / Бухучёт и налоги / Автомобиль на предприятии:

Е. Л. Ермошина эксперт журнала «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения»

Мало найдется на сегодняшний день предприятий, которых бы не касались вопросы, связанные с приобретением, содержанием, эксплуатацией и, наконец, с выбытием транспортных средств.

Надо ли дожидаться регистрации в ГИБДД автомобиля, уже введенного в эксплуатацию, чтобы начать начисление по нему амортизации? Как определить срок полезного использования автомобиля для целей начисления налоговой амортизации, если этот автомобиль нельзя однозначно отнести к конкретной амортизационной группе? Ответы на эти и другие вопросы вы узнаете из данной статьи.

Регистрация и начало амортизации

Одним из спорных на сегодняшний день остается вопрос о том, имеет ли значение для начисления амортизации по транспортным средствам момент их регистрации в ГИБДД или органах Гостехнадзора. Напомним суть проблемы.

Всем известно, что допуск транспортных средств к участию в дорожном движении на территории РФ осуществляется путем их регистрации и выдачи соответствующих документов. Об этом говорится в п. 3 ст. 15 Федерального закона № 196-ФЗ .

Как следует из п. 3 Постановления Правительства РФ № 938 , собственники (владельцы) автомобилей обязаны в установленном порядке зарегистрировать их в ГИБДД в течение пяти суток после приобретения.

Пунктом 25 Административного регламента МВД определено, что максимальный срок совершения регистрационного действия с выдачей документов и регистрационных знаков определяется территориальным органом управления Госавтоинспекции субъекта РФ и не может превышать трех часов с момента приема заявления и подтверждения факта уплаты государственной пошлины. Исключение составляют случаи, когда принимается решение об отказе в регистрации автотранспортного средства или возникают форс-мажорные обстоятельства, не позволяющие совершать процедуры, предусмотренные данным регламентом.

В случаях, требующих дополнительных проверок, проводимых сотрудниками регистрационных подразделений, заявления рассматриваются в срок до 30 суток со дня их поступления.

На практике нередко между вводом транспортного средства в эксплуатацию и регистрацией его в органах ГИБДД проходит значительное время. Это могут быть ситуации, когда документы на регистрацию поданы вовремя, однако регистрационные действия ГИБДД, связанные с выдачей документов и регистрационных знаков, длятся более месяца или ситуации, возникающие по вине самого собственника автомобиля, например когда пропуск пятидневного срока подачи документов обусловлен выбором страховой компании для заключения договора ОСАГО .

То есть автомобиль может быть введен в эксплуатацию в одном отчетном (налоговом) периоде, а документы на его регистрацию могут быть поданы в другом. Поэтому очень важно определиться, с какого месяца должна начисляться амортизация.

Напомним, что в соответствии со ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объекту основных средств начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию.

При этом в силу п. 11 ст. 258 НК РФ основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации по законодательству РФ, включаются в соответствующую амортизационную группу с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

Исходя из положений ст. 130 ГК РФ автотранспортное средство является движимой вещью. Согласно п. 2 ст. 164 ГК РФ государственной регистрации сделок с движимым имуществом не требуется, кроме предусмотренных законом случаев. Необходимость регистрировать сделки с транспортными средствами, а также право собственности на них законодательством не установлена. Постановление Правительства РФ № 938 регулирует порядок регистрации самого автотранспортного средства в государственных органах .

Учитывая изложенное, Минфин, к примеру, считает (см. Письмо от 13.06.2012 № 03-03-06/1/303), что начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества – транспортному средству начинается в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, на основании п. 4 ст. 259 НК РФ. При этом расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные п. 9 ст. 258 НК РФ (так называемая «амортизационная премия»), признаются в том отчетном (налоговом) периоде, на который приходится дата начала амортизации.

От редакции

Дополнительно см. статью М. В. Подкопаева «Амортизационная премия: применяем и проверяем», № 20, 2012.

В большинстве арбитражных споров на эту тему судьи придерживаются того же подхода, что и Минфин. Например, ФАС ЗСО в Постановлении от 05.05.2012 № А27-10607/2011 указал, что положения Федерального закона № 196-ФЗ и Постановления Правительства РФ № 938 не регулируют порядок ввода объекта в эксплуатацию, возникновения права собственности на транспортное средство и начисления амортизации. Судьи пришли к выводу, что начало начисления амортизации не зависит от даты регистрации транспортного средства в соответствующих органах, транспортное средство в налоговом учете должно включаться в состав амортизируемого имущества в общем порядке – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект введен в эксплуатацию, независимо от момента регистрации его в органах Гостехнадзора. Аналогичное мнение высказал ФАС МО в Постановлении от 07.09.2010 № КА-А40/10331-10, отметив, что регистрация транспортных средств в ГИБДД (Гостехнадзоре) является специальной и носит исключительно информационный (учетный) характер.

Однако имеется и иной подход к данной проблеме: срок полезного использования в целях начисления амортизации не может начинаться ранее даты, с которой налогоплательщик вправе эксплуатировать принадлежащий ему автомобиль, то есть даты регистрации транспортного средства в органах ГИБДД или Гостехнадзора. Такого мнения придерживаются некоторые судьи (см. постановления ФАС ЗСО от 18.06.2010 № А27-19317/2009, от 03.05.2005 № Ф04-2522/2005(10706-А27-40)), и, по мнению автора, небезосновательно. В связи с этим, полагаем, во избежание возникновения споров с налоговыми органами и для уменьшения налоговых рисков необходимо, чтобы дата ввода в эксплуатацию транспортного средства и дата регистрации в органах ГИБДД (Гостехнадзора) приходились на один отчетный (налоговый) период.

К сведению!

Что касается прекращения начисления амортизации, здесь Минфин проводит четкую зависимость от момента снятия с учета. Например, в Письме от 21.07.2010 № 03-03-06/1/468 говорится, что амортизация может учитываться при формировании налоговой базы для целей исчисления налога на прибыль при условии использования ТС в деятельности, направленной на извлечение дохода. Таким образом, начисление амортизации по транспортным средствам, находящимся на балансе организации, но снятым с учета в органах ГИБДД и Гостехнадзора, прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия этих транспортных средств с учета.

Несколько слов о госпошлинах за регистрацию транспортных средств

Если организация приобретает транспортное средство, то за его государственную регистрацию она должна уплатить госпошлину. Согласно пп. 36 п. 1 ст. 333.33 НК РФ пошлина взимается в следующих размерах: за регистрацию с выдачей госзнаков на автомобили – 1 500 руб. (на мототранспортные средства, прицепы, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины – 1 000 руб.); паспорта транспортного средства (ПТС) – 500 руб.; свидетельства о регистрации ТС – 300 руб.

Как видим, суммы невелики, однако и они вызывают споры между налогоплательщиками и налоговыми органами на тему, куда относить расходы на уплату госпошлины. Здесь возможны два варианта:

– учесть в составе прочих расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ;
– включить в первоначальную стоимость транспортного средства.
На втором варианте настаивал Минфин аж в 2007 году (Письмо от 01.06.2007 № 03-03-06/2/101), и с тех пор на эту тему он не высказывался .

А вот судьи, наоборот, считают, что затраты на регистрацию автотранспорта не увеличивают его первоначальную стоимость, а учитываются в прочих расходах, так как регистрация в органах ГИБДД не является доведением транспортного средства до состояния пригодности (постановления ФАС УО от 25.11.2008 № Ф09-8694/08-С3, от 30.01.2008 № Ф09-57/08-С3).

По мнению автора, сумма госпошлин не столь значительна, чтобы спорить на эту тему с налоговиками. Если, к примеру, они настаивают на включении госпошлины в первоначальную стоимость автотранспортного средства, то лучше так и сделать. Однако отметим, что это возможно в случае, когда уплата госпошлины и регистрация в ГИБДД происходят в том же месяце, когда транспортное средство вводится в эксплуатацию.

Определение срока полезного использования…

Нередко на практике у бухгалтера возникают сложности с определением срока полезного использования (СПИ) в силу того, что не ясно, к какой амортизационной группе относится то или иное транспортное средство. В каких ситуациях это бывает? Например, при покупке дорогих иномарок представительского или бизнес-класса. Или в случаях, когда транспортное средство не подходит по описанию ни к одной из десяти амортизационных групп, указанных в Классификации ОС . Рассмотрим эти ситуации подробнее.

…для дорогой иномарки

Согласно Классификации ОС легковые автомобили относятся к третьей амортизационной группе, для которой установлен СПИ свыше трех до пяти лет включительно.

Исключение составляют легковые автомобили большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса. Они относятся к пятой амортизационной группе с СПИ свыше семи до десяти лет включительно.

Таким образом, легковые автомобили высшего класса независимо от объема двигателя должны попасть в пятую амортизационную группу (например, машина представительского класса Audi A8 3.0 TDI с объемом двигателя 2 496 см3, то есть менее 3,5 л).

Вот здесь-то и начинается самое интересное. Что считать «высшим классом»? Нередко на практике налоговые органы готовы отнести к нему любую «чрезмерно дорогую», на их взгляд, иномарку. Их стремления понятны. Минимальный СПИ для пятой группы составляет 85 месяцев, тогда как для третьей – всего 37 месяцев. Это значит, что месячная сумма амортизации, начисленная налогоплательщиком по такому транспортному средству, будет более чем в два раза превышать сумму амортизации, рассчитанную налоговым инспектором, проводящим налоговую проверку. Как следствие – появление в акте по результатам налоговой проверки записи о доначислении налога на прибыль.

Итак, каким же образом бухгалтер может разобраться, к какой амортизационной группе относится «дорогой» автомобиль? Что говорят по этому поводу «официальные лица»?

К сожалению, разъяснений Минфина на этот счет нам обнаружить не удалось. Есть Письмо УФНС по г. Москве от 21.12.2011 № 16-15/123396@, где говорится следующее.

Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 установлена классификация легковых автомобилей: особо малого класса, малого класса, среднего класса, большого класса, высшего класса.

При этом принадлежность автомобиля к определенному классу (от особо малого до большого) определяется по объему двигателя.

Порядок определения принадлежности автомобиля к высшему (представительскому) классу ни данный классификатор, ни другие правовые акты не устанавливают. В этом случае налогоплательщик может воспользоваться рекомендациями, изложенными в Письме ГТК России от 26.02.1997 № 04-30/3515 «О классификации автотранспортных средств», согласно которым признаками автомобиля высшего класса следует считать репутацию марки, цену, габариты, мощность двигателя (рабочий объем, число цилиндров), разницу между данной и базовой моделью, наличие кузова, изготовленного по специальному заказу, бронированность, форму кузова (седан, лимузин), быстроходность, комфортабельность салона, наличие дополнительного оборудования.

Таким образом, считают московские налоговики, отнести автомобиль к высшему (представительскому) классу можно путем сопоставления его характеристик с данными других автомобилей. В каждом конкретном случае вопрос следует решать с учетом характеристик конкретного автомобиля.

Нередко налоговые органы при проверке правильности отнесения дорогого авто к «нужной» амортизационной группе (о чем свидетельствует арбитражная практика) ссылаются на Методическое руководство РД 37.009.015-98 . Как следует из приложения «И» к данному документу, класс автомобиля определяется по его длине. Однако и этот документ особой ясности в проблему не вносит: отнесение к классу F «люкс» (равно как и к классу E «большой») обусловлено размерами автомобиля – свыше 4,6 м. Однако машина может иметь длину более 4,6 м, но при этом «не тянуть» даже на бизнес-класс.

Если в споре с организацией налоговая инспекция, предъявляя претензии, будет приводить этот документ, в качестве возражения можно сослаться на то, что Методическое руководство РД 37.009.015-98 не зарегистрировано в Минюсте и предназначено для использования в оценочной деятельности и при проведении независимой технической экспертизы.

Что касается арбитражной практики, примерами по данному вопросу она не богата.

Так, в Постановлении ФАС ПО от 02.06.2011 № А72-6500/2010 рассматривалась спорная ситуация относительно определения СПИ для автомобиля представительского класса Volkswagen Phaeton. По мнению организации, спорный автомобиль относится к третьей амортизационной группе, поскольку объем его двигателя менее 3,5 л. Следовательно, СПИ составляет от трех до пяти лет, поэтому в налоговом учете СПИ в целях начисления амортизации определен как четыре года. Судьи, исходя из анализа Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 и Письма ГТК России от 26.02.1997 № 04-30/3515, посчитали, что данное основное средство относится к пятой амортизационной группе, тем самым поддержав налоговиков.

Приведем еще один пример – Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2008 № 17АП-8900/2008-АК. В данном постановлении рассматривался спор между организацией и налоговым органом по поводу того, к какой амортизационной группе (третьей или пятой) относить следующие автотранспортные средства: Volvo S80, Mitsubishi Grandis 2.4, Volkswagen Multivan, объем двигателей которых менее 3,5 л (что не позволяет относить их к большому классу, поэтому организация включила эти авто в третью амортизационную группу). Однако длина этих транспортных средств превышает 4,6 м, что позволило налоговым инспекторам «приписать» их к большому классу, отнести к пятой амортизационной группе, пересчитать амортизационные отчисления за проверяемый период и доначислить налог на прибыль.

Однако судьи с таким подходом не согласились. Они поддержали налогоплательщика, приведя следующие аргументы. Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 устанавливает, что критериями отнесения транспортных средств к той или иной категории являются тип, класс автомобиля, объем двигателя и назначение. Указанные показатели проставляются в паспорте транспортного средства (ПТС) при регистрации в органах ГИБДД.

Такие признаки, как репутация марки, автоматическая коробка передач, комфортабельность салона, стоимость автомобиля, нормативно не определены, носят оценочный характер, в связи с чем не могут быть использованы для определения амортизационной группы в целях налогообложения.

Итак, если организация сомневается, к какой группе отнести «дорогущую» иномарку с объемом двигателя менее 3,5 л, то можно посоветовать обратиться с запросом к специалистам, например в дилерский центр, где приобретался автомобиль, и в запросе поинтересоваться, к какому классу относится транспортное средство. Если будет получен ответ, что машина – представительского класса, она будет относиться к пятой амортизационной группе.

…для транспортного средства, не поименованного в Классификации ОС

Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии с СПИ. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для достижения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества на основании положений настоящей статьи и с учетом Классификации ОС.

Для тех видов ОС, которые не указаны в амортизационных группах, СПИ устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей. Об этом говорится в п. 6 ст. 258 НК РФ.

Как быть, если технические условия и рекомендации изготовителя отсутствуют? В подобных случаях налоговые органы в ответах на частные запросы налогоплательщиков указывают на необходимость обращения с запросом в Минэкономразвития.

На наш взгляд, при отсутствии технических условий и рекомендаций изготовителя налогоплательщик в качестве обоснования СПИ может использовать документ времен СССР – знаменитое Постановление № 1072 , действовавшее до вступления в силу гл. 25 НК РФ.

В арбитражной практике есть масса примеров, где судьи поддержали налогоплательщиков, воспользовавшихся для определения СПИ данным документом.

Так, в Постановлении от 05.05.2012 № А27-10607/2011 ФАС ЗСО рассматривал спор между организацией и налоговым органом по поводу установления СПИ для карьерного самосвала БелАЗ. Организация считала, что данное транспортное средство можно отнести к четвертой амортизационной группе, налоговая инспекция – к пятой.

Судом было установлено, что в Классификации ОС такой вид основных средств, как «карьерные самосвалы» марки БелАЗ, не поименован. По его мнению, налогоплательщик, руководствуясь Постановлением № 1072{10}, которым установлено, что к группе «Подвижной состав автомобильного транспорта» по шифру 50406 отнесены «карьерные самосвалы грузоподъемностью от 27 до 50 тонн» с нормой амортизационных отчислений 16,7% в год, правомерно определил СПИ продолжительностью шесть лет, что соответствует четвертой амортизационной группе в силу п. 3 ст. 258 НК РФ.

Суд пришел к выводу, что карьерный самосвал БелАЗ правомерно отнесен организацией к четвертой амортизационной группе и правильно определен СПИ для расчета амортизации. При этом судьи указали: доводы налоговой инспекции о том, что в технических условиях СПИ не указан, не являются основанием для отнесения карьерных самосвалов марки БелАЗ к пятой амортизационной группе.

Аналогичное мнение о возможности использования Постановления № 1072 для определения СПИ высказано в постановлениях ФАС ДВО от 29.12.2009 № Ф03-5980/2009, Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2011 № 09АП-10737/2011-АК .{11}


{1}Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

{2}Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

{3}Административный регламент МВД России исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (приложение 2 к Приказу МВД России от 24.11.2008 № 1001).

{4}Заключение договора ОСАГО является обязательным условием регистрации транспортных средств (п. 3 ст. 32 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

{5}Отметим, что некоторые транспортные средства (тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины и прицепы) должны пройти регистрацию в органах Гостехнадзора.

{6} Если не считать разъяснений относительно налогового учета госпошлины, уплачиваемой в других случаях, например за регистрацию права собственности на объект недвижимости (письма Минфина России от 08.06.2012 № 03-03-06-1/295, от 04.03.2010 № 03-03-06/1/113 и др.).

{7}Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

{8}Утверждено Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359.

{9} Утверждено Минэкономики России 04.06.1998.

{10}Постановление Совета Министров СССР от 22.10.1990 № 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР».

{11}Оставлено без изменения Постановлением ФАС МО от 16.09.2011 № А40-130812/10-127-755.

18 января 2013 года. Материал был опубликован в журнале «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения» , декабрь Издательство "Аюдар Пресс"

  • Currently 4.75/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг: 4.8/5 (4 голоса)