Опрос
Как часто вы меняете место работы?
Грабли одни на всех, или Ближайшее будущее фирм-однодневок
Разговоры о необходимости серьезных законодательных реформ в бизнес-сфере и введения рычагов в деле борьбы с так называемыми «фирмами-однодневками» начались еще в конце прошлого года. Именно тогда Президентская инициатива по урегулированию данной проблемы вылилась во вполне реальную правительственную задачу: к 1 февраля 2011 года подготовить законопроект, касающийся деятельности фирм-однодневок.
Как мы уже сегодня точно знаем, никакого законопроекта к названному сроку подготовлено не было (он, был подготовлен несколько позже), в связи с чем вопрос с фирмами-однодневками перешел в разряд не просто открытых, но крайне острых.
Сегодня пресса периодически балует нас новыми «кусками мяса» в виде более-менее внятных сообщений об очередных законодательных инициативах в этом вопросе, но четкой информации, похоже, нет даже в умах самих законописцев. Единственное, что стало ясно за последний месяц окончательно и бесповоротно: в сегодняшнем виде вопрос не будет оставлен точно.
Чем страшнее цифры – тем масштабнее проблема
Всем давно известно: чем больше озвученные цифры, иллюстрирующие ущерб – тем масштабнее выглядит сама катастрофа. Так, в связи с уровнем, на который вышел разговор об однодневках, появилась и соответствующего уровня статистика.
По признанию руководства Федеральной налоговой службы из двухсот новых юридических лиц (а именно столько в среднем появляется новых субъектов бизнеса в день) половина создается именно с целью уклонения от уплаты налогов и по ним впоследствии не сдается никакой отчетности. Почему эта «криминальная» по словам Президента статистика стала известна только сейчас – большой вопрос. Ответа на него нет, но «решение» в виде законопроекта, к сожалению, уже почти да.
Кого и как будем давить?
Какая миссия возлагается на законопроект об однодневках, и с какой стороны будут закручены гайки? Прежде всего, Медведев потребовал прописать в законе ответственность не только тех, кто использует фирмы-однодневки, но и тех лиц, на которых эти фирмы зарегистрированы.
В связи с этим Министерство предложило расширить Уголовный кодекс новой, 173-й статьей «Фиктивное участие в создании и деятельности юридического лица», согласно которой предлагается наказывать в том случае, если при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подаются документы без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность. Формулировка более чем в стиле наших законодателей: всё, как они любят.
Благодаря подобным формулировкам теперь, как и поручал Медведев, наказывать можно будет всех: руководителей и учредителей фирмы, руководителей компании-учредителя или иных уполномоченных лиц. Наказание — штраф или лишение свободы.
Лишить свободы в рамках нового законопроекта предлагается сроком до шести лет без права занимать «определенные должности или заниматься определенной деятельностью» до трех лет. Если те же деяния совершаются с использованием служебного положения или извлекается доход в крупном размере, то срок лишения свободы может вырасти до восьми лет со штрафом до 1 млн. рублей.
Есть в новой статье еще один пункт: фиктивное участие в деятельности юридического лица. За это Минюст предлагает штрафовать на сумму от 300 000 до 500 000 руб. или лишать свободы на срок до трех лет. Так, глядишь, государство возместит ущерб, нанесенный повальным уклонением от налогов.
Руками законотворцев – не значит глазами юристов
Сразу следует сказать, что законопроект развел по разные стороны баррикад не только представителей власти и предпринимателей. На разных фронтах в этом вопросе оказались и представители, казалось бы, одного поля. Так, Минэкономразвития (согласно их заявлению на страницах ежедневника pravo.ru) проект, вышедший из-под пера Минюста в, таком виде не поддерживает.
Кроме того, «нечетким» законопроект считает каждый второй юрист (если бы его прочитал каждый первый юрист – недовольных, вероятно, было бы вдвое больше). Так, законопроект – это свод новых теоретических норм, абсолютно не адаптированных к практике. Прежде всего, в проекте не раскрывается понятие фиктивного участия в деятельности и создании юрлица, что является чуть ли ни ключевой формулировкой статьи. В контексте этого остается непонятным, какое именно участие не является фиктивным и как, собственно, идентифицировать намерение лица осуществлять предпринимательскую деятельность или его отсутствие.
Если говорить об уголовной ответственности, на которой настаивает Минюст, то из проекта тем более не ясен ни состав преступления, ни как он будет определяться, ведь чтобы понять, осуществляла компания предпринимательскую деятельность или нет – нужен хотя бы год или два. Только тогда можно будет сделать заключение по обналичке денежных средств или уклонению от налогов, что, собственно, и является признаками фирм-однодневок.
Что из всего этого получится?
Такая, мягко говоря, «размытость» закона сделает начало любого бизнеса в нашей стране более рискованным, тогда как его необходимо, наоборот, стимулировать. Кроме того, поправки ставят под вопрос и вполне легальный бизнес (например, когда новое юрлицо создается для держания определенных активов), а виноватыми в итоге – получатся все.
Есть у этой тенденции и еще одна сторона, без которой, как известно, у нас никак. Поправки получились очень нечеткими, а отсюда — коррупциогенными. Так, перекрываем один канал – открывается другой.
Проще говоря, похоже, государственные мужи опять запутались. Изначально корень зла определен неверно, и, если уж на то пошло, уголовно должны преследоваться именно преступления, совершенные с помощью фирм-однодневок, а не пресекаться возможность их появления массовым перекрытием воздуха к возникновению какого-либо бизнеса вообще.
На сегодняшний день обсуждается еще одна убедительная инициатива в деле борьбы с однодневками — увеличение минимального уставного капитала ООО до размеров, непосильных для поточных принципов регистрации. В первом чтении размер уставного капитала для ООО составит 500 000 рублей, для акционерных обществ — 5 000 000 рублей. Кроме того, оплата этого минимума будет возможна только денежными средствами, что также призвано искоренить тенденцию поточного возникновения фирм-однодневок.
Эту инициативу еще осенью предложил совет по кодификации при Президенте в рамках проекта новой редакции Гражданского кодекса РФ. В контексте названной проблемы подобный метод борьбы с однодневками, конечно, преследует самые благие цели, но все-таки вряд ли ее оценят обычные малые и средние предприниматели — не те, кто ворочает большими деньгами, а те, кто в кои-то веки решил создать свой бизнес.
«109 признаков, которые потрясли бизнес»
В контексте обострившейся борьбы с врагом номер раз (оказывается, именно фирмы-однодневки подрывают нашу непоколебимую государственность) всё чаще возникает главная проблема: понятие фирмы-однодневки нашим законодательством не кодифицируется. ФНС, еще в 2008-ом году установившая аж 109 признаков отнесения компании к «однодневкам», сформировав их в единый документ и опубликовав на всеобщее обозрение, сегодня не преминула напомнить о своем авторском труде. Так, всё чаще в прессе мы можем наблюдать такие комментарии, что, мол, налоговики уже давно предупреждали об опасности и пытались своими скромными силами очистить отечественный рынок от нечистоплотных предпринимателей… Смех да и только.
Человек, хоть раз читавший этот список, даже при большом желании не сможет принять этот документ всерьез: слишком уж абсурдны некоторые его положения в контексте реалий сегодняшнего дня. Мало того что многие признаки могут трактоваться двояко, многие из них – стань они законными признаками однодневок, это могло бы привести на скамью подсудимых массу предпринимателей, разорившихся в кризис.
Между тем, самого страшного, похоже, не избежать. Ведь, как считают эксперты, без определения признаков однодневки бессмысленно ужесточать наказание за участие в создании, работе и партнерстве с такой компанией. Похоже, государственные мужи это понимают (хотя и по-своему), а значит и создание законопроекта с перечнем таких признаков – не за горами. Если же в этот документ войдет хотя бы часть признаков из ныне действующего списка по версии ФНС, среднему бизнесу очень не поздоровится, а на малом и подавно можно будет смело ставить крест.
См.также:
23.11.2011 Статья Уголовная ответственность за фирмы-однодневки New!
22.11.2011 Новость В третьем чтении принят закон о фирмах-однодневках New!
15 февраля 2011 года. Alex