Опрос
Как часто вы меняете место работы?
Изменения в законодательстве о страховых взносах
Ю. А. Мельникова
эксперт журнала
«Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение»
Законодательство о страховых взносах в очередной раз претерпело изменения: Президент РФ подписал Федеральный закон № 379 ФЗ. Данный закон вносит изменения почти в каждый нормативный документ, регулирующий данную сферу законодательства: федеральные законы № 27 ФЗ, 167 ФЗ, 255 ФЗ, № 212 ФЗ. Изменения вступили в силу 01.01.2012.
В настоящей статье рассмотрены изменения, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов. Новшества, затрагивающие администрирование страховых взносов, станут предметом разговора в следующих номерах журнала.
Индивидуальные предприниматели без наемных работников освобождены от представления отчетности
Благодаря изменениям, внесенным Федеральным законом № 379 ФЗ в Федеральный закон № 27 ФЗ, в случае, когда у индивидуального предпринимателя нет наемных работников, и, следовательно, он не выступает в качестве страхователя в смысле Федерального закона № 27 ФЗ, с 01.01.2012 он освобождается от представления индивидуальных сведений в ПФР.
До этих изменений физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в разме-ре, определяемом исходя из стоимости страхового года, обязаны были представлять индивидуаль-ные сведения один раз в год не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом.
Также индивидуальные предприниматели, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, с 01.01.2012 освобождены от представления расчета по форме РСВ-2 ПФР. Данная обязанность осталась только в отношении глав крестьянских (фермерских) хозяйств. Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон № 212 ФЗ.
Новая категория застрахованных лиц – иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФС 01.01.2012 к застрахованным лицам отнесены иностранные граждане или лица без граждан-ства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на не-определенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев.
Таким образом, если в организации работают иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ, и с ними заключен бессрочный трудовой договор или срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев, с выплат в пользу таких лиц теперь придется исчислять страховые взносы в ПФР.
Необходимые изменения внесены в ст. 7 Федерального закона № 167 ФЗ и в п. 1 ст. 9 Федерального закона № 212 ФЗ.
При прочтении данного положения в целях оптимизации налогового бремени организации в первую очередь на ум приходит мысль о заключении срочного трудового договора сроком на пять месяцев и 29 дней. Однако следует помнить, что ТК РФ устанавливает перечень случаев, когда стороны могут заключить срочный трудовой договор.
Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 59 ТК РФ.
Срочный трудовой договор заключается:
- на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы;
- на время выполнения временных (до двух месяцев) работ;
- для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона);
- с лицами, направляемыми на работу за границу;
- для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также работ, связанных с заведомо вре-менным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг;
- с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период или для выполнения заведомо определенной работы;
- с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой;
- для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой и с профессиональным обучением работника;
- в случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную долж-ность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других обще-ственных объединениях;
- с лицами, направленными органами службы занятости населения на работы временного ха-рактера и общественные работы.
В случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 59 ТК РФ, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения.
По соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться:
- с лицами, поступающими на работу к работодателям – субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превы-шает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания – 20 человек);
- с поступающими на работу пенсионерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоя-нию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, разрешена работа исключительно временного характера;
- с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы;
- для проведения неотложных работ по предотвращению катастроф, аварий, несчастных случа-ев, эпидемий, эпизоотий, а также для устранения последствий указанных и других чрезвычайных обстоятельств;
- с лицами, избранными по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- с творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
- с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
- с лицами, обучающимися по очной форме обучения;
- с членами экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река – море) плавания, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;
- с лицами, поступающими на работу по совместительству.
Также следует отметить, что обязанность уплачивать страховые взносы в отношении лиц вре-менно пребывающих на территории РФ присутствует только при заключении трудового договора. Заключение договора гражданско-правового характера не обязывает работодателя уплачивать за данное лицо страховые взносы.
Возвращаясь к нормам Федерального закона № 167 ФЗ, отметим, что встает вопрос о ставках, по которым следует исчислять взносы в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства. С этой целью в Федеральный закон № 167 ФЗ введена новая статья – 22.1 «Тариф страхового взноса в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан и лиц без гражданства».
Категория застрахованных лиц | Тариф страхового взноса на страховую часть пенсии | Тариф страхового взноса на накопительную часть пенсии |
Иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ | Тариф, установленный для граждан РФ в зависимости от года рождения указанных застрахованных лиц | Тариф, установленный для граждан РФ в зависимости от года рождения указанных застрахованных лиц |
Иностранные лица или лица без гражданства, временно проживающие на территории РФ | Тариф, установленный для граждан РФ независимо от года рождения | |
Иностранные лица и лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ и заключившие трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев |
Руководители организаций законодательно признаны застрахованными лицами
Следующее изменение можно квалифицировать, скорее, как уточнение. Заключается оно в том, что в федеральных законах № 167 ФЗ, № 255 ФЗ, № 326 ФЗ теперь отдельно указано, что за-страхованными являются руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества.
Раньше проверяющие, в частности ФСС, отказывали таким руководителям в выплате пособий за счет средств ФСС, поскольку эти лица не являются застрахованными. Отстаивать свои права им приходилось в суде. Теперь данный вопрос получил законодательное решение.
Выплаты по авторским и лицензионным договорам
Еще одно изменение-уточнение коснулось лиц, получающих вознаграждения по авторским и лицензионным договорам.
Суть проблемы, точнее нестыковки, состояла в следующем. Согласно нормам Федерального закона № 167 ФЗ застрахованными лицами признавались лица, работающие по авторскому и лицензионному договорам.
В соответствии с Федеральным законом № 212 ФЗ объектом обложения страховыми взносами являлись выплаты по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литерату-ры, искусства. Предметом разногласий являлся вопрос, являются ли выплаты по договору об от-чуждении исключительного права, заключенному не с автором, а, например, с его наследником, объектом обложения страховыми взносами. Теперь данный вопрос решен. Объектом обложения страховыми взносами согласно Федеральному закону № 167 ФЗ являются выплаты по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искус-ства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Формулировка в Федеральном за-коне № 212 ФЗ несколько отличается: объектом обложения страховыми взносами являются по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении ис-ключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензион-ным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заклю-ченным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Аналогичные изменения внесены в Федеральный закон № 326 ФЗ.
Кроме того, внесены изменения в ст. 12 Федерального закона от 17.12.2001 № 173 ФЗ «О тру-довых пенсиях в Российской Федерации» в части порядка определения страхового стажа для данной категории лиц.
Индивидуальная и солидарная часть тарифа страховых взносов
Теперь в Федеральном законе № 167 ФЗ тариф страховых взносов будет делиться на индиви-дуальную и солидарную части. Что это такое?
Солидарная часть тарифа страховых взносов – часть страховых взносов на обязательное пен-сионное страхование, предназначенная для формирования в соответствии с федеральным законом о бюджете ПФР денежных средств в целях выплаты в фиксированном базовом размере трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязатель-ному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материн-ством на день смерти, и в иных целях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством РФ.
Индивидуальная часть тарифа страховых взносов – часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств застрахованного лица и учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, включая специальную часть индиви-дуального лицевого счета, в целях определения суммы расчетного пенсионного капитала, а также размера накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством РФ.
Теперь все ставки тарифа страховых взносов, приведенные в ст. 22, 33, 33.1 Федерального за-кона № 167 ФЗ в новой редакции, приводятся с разбивкой на солидарную и индивидуальную части.
Главный вопрос, который волнует бухгалтеров в связи с данными изменениями: надо ли делать больше платежек на уплату страховых взносов? С учетом того, что порядок уплаты страховых взносов не претерпел изменений, можно предположить, что в плане уплаты страховых взносов все останется по прежнему: платежные поручения на уплату страховой и накопительной частей пенсии.
Категории страхователей и тарифы страховых взносов
Федеральный закон № 379 ФЗ внес изменения в федеральные законы № 167 ФЗ и № 212 ФЗ в части установления льготных ставок для отдельных категорий страхователей, а также общей ставки для всех плательщиков страховых взносов, не подпадающих под «льготные» категории, на переходный период 2012 – 2013 годов.
Приведем тарифы, актуальные для «упрощенцев».
Организации, производящие выплаты инвалидам
Для страхователей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являю-щимся инвалидами I, II или III группы, ставки страховых взносов остались прежними, но для взносов в ПФР появилась разбивка на солидарную и индивидуальную части.
Период | Наименование | На финансирование страховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной части трудовой пенсии | |
Для лиц 1966 года рожде-ния и старше | Для лиц 1967 года рожде-ния и моложе | Для лиц 1967 года рожде-ния и моложе | ||
2011 год | Тариф страхового взноса | 16,0% | 10,0% | 6,0% |
2012 год | Тариф страхового взноса, всего. Из них: | 16,0% | 10,0% | 6,0% |
солидарная часть | - | - | - | |
тарифа страховых взносов; | - | - | - | |
индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 16,0% | 10,0% | 6,0% | |
2013 – 2014 годы | Тариф страхового взноса, всего. Из них: | 21,0% | 15,0% | 6,0% |
солидарная часть тарифа страховых взносов; | 5,0% | 5,0% | - | |
индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 16,0% | 10,0% | 6,0% |
Организации, применяющие УСНО и осуществляющие определенные виды деятельности
Для организаций, применяющих УСНО и осуществляющих виды деятельности, приведенные в пп. 8 п. 1 ст. 58 Федерального закона № 212 ФЗ, в течение 2011 – 2012 годов была предусмотрена пониженная ставка страховых взносов, составлявшая в сумме 26%. Для таких страхователей про-изошло несколько приятных изменений.
Во-первых, льготный период продлен еще на год. То есть по пониженным ставкам платить страховые взносы они будут не только в наступающем 2012 году, но и в следующем, 2013.
Во-вторых, перечень «льготных» видов деятельности, осуществляемых «упрощенцами» и дающих право на применение пониженной ставки, расширен. Теперь «упрощенцы», осуществляющие такие виды деятельности, как розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями; производство гнутых стальных профилей; производство стальной проволоки, также могут исчислять и уплачивать страховые взносы по пониженным ставкам. Такой вид деятельности, как «вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность», расширен и теперь представлен как «транспорт и связь». Вид деятельности «вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность» имел код ОКВЭД 63 (представляет группу видов деятельности), «Транспорт и связь» является разделом ОКВЭД (раздел I) и включает в себя:
- деятельность сухопутного транспорта (код ОКВЭД 60);
- деятельность водного транспорта (код ОКВЭД 61);
- деятельность воздушного транспорта (код ОКВЭД 62);
- вспомогательную и дополнительную транспортную деятельность (код ОКВЭД 63);
- связь (код ОКВЭД 64).
Каждая из перечисленных групп, входящих в раздел «Транспорт и связь», включает в себя большой перечень конкретных видов деятельности. Таким образом, на первый взгляд, внеся не-большие изменения в формулировку одного из видов деятельности, входящих в «льготный» спи-сок, законодатель существенно расширил сферу применения пониженных ставок, распространив их на большое количество субъектов хозяйственной деятельности.
В-третьих, ставка тарифа страховых взносов для данной группы плательщиков снижена с 26%, уплачиваемых в 2011 году, до 20% на 2012 и 2013 годы.
Наименование | Период | |
2012 год | 2013 год | |
ПФР | 20,0% | 20,0% |
ФСС | 0,0% | 0,0% |
ФФОМС | 0,0% | 0,0% |
Тариф взносов в ПФР в 2012 – 2013 годах для данной категории будет представлен следующим образом:
Наименование | На финансирование страховой части трудовой пенсии | На финанси-рование накопитель-ной части трудовой пенсии | |
Для лиц 1966 года рождения и старше | Для лиц 1967 года рождения и моложе | Для лиц 1967 года рождения и моложе | |
Тариф страхового взноса. Из них: | 20,0% | 14,0% | 6,0% |
Солидарная часть тарифа страховых взносов; | 4,0% | 4,0% | - |
Индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 16,0% | 10,0% | 6,0% |
Следует отметить, что условие о соблюдении доли доходов от «льготного» вида деятельности не менее 70% для данной категории страхователей остается в силе.
Также для этой категории плательщиков взносов претерпели изменения положения, регулирую-щие порядок исчисления взносов при утрате права на применение пониженных ставок.
Ранее норма звучала так: с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено несоот-ветствие, утрачено право на применение пониженных тарифов, сумма страховых взносов подле-жит восстановлению и уплате в бюджет ПФР. Теперь сумма страховых взносов подлежит восста-новлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов. Что это значит? При до-словном прочтении получалось, что в 2011 году необходимо было восстановить суммы страховых взносов только в бюджет ПФР, с 2012 года – в бюджеты всех внебюджетных фондов (ПФР, ФСС, ФОМС). Справедливости ради следует отметить, что с 01.01.2012 данная категория страхователей уплачивает взносы в ФСС и ФФОМС по ставке 0%, следовательно, при утрате права на применение пониженных ставок восстанавливать суммы страховых взносов придется только в части ПФР.
Кроме того, с 01.01.2012 при утрате права на применение пониженной ставки данная категория страхователей уплачивает только разницу между страховыми взносами, исчисленными по общей ставке и по пониженной. Пени при этом не взыскиваются.
Некоммерческие организации социальной направленности
Перечень плательщиков страховых взносов, уплачивающих страховые взносы по пониженным ставкам, дополнен новой категорией. В нее входят некоммерческие организации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке, применяющие УСНО и осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального).
Такие организации применяют те же тарифы страховых взносов, что и организации, находящие-ся на УСНО и осуществляющие определенные виды деятельности (приведены выше).
Кроме особенностей осуществляемого вида деятельности такие плательщики страховых взносов должны выполнять определенные правила.
Соблюдение состава и доли доходов. По итогам года, предшествующего году перехода органи-зации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам страховых взносов, не менее 70% суммы всех доходов организации за указанный период составляют в совокупности следующие виды доходов:
- доходы в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, определяемые в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ (далее – целевые поступления);
- доходы в виде грантов, получаемые для осуществления «льготной» деятельности и определя-емые в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ (далее – гранты);
- доходы от осуществления следующих видов экономической деятельности:
- научные исследования и разработки (ОКВЭД);
- образование;
- здравоохранение и предоставление социальных услуг;
- деятельность спортивных объектов;
- прочая деятельность в области спорта;
- деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов);
- деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий;
- деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников.
Контроль доли доходов. Сумма доходов определяется по данным налогового учета организации в соответствии со ст. 346.15 НК РФ. Контроль за соблюдением условия о размере и составе доходов осуществляется в том числе на основании отчетности, представляемой некоммерческими организациями в соответствии со ст. 15 Федерального закона № 212 ФЗ. Скорее всего, будут внесены изменения в форму РСВ-1 ПФР, разработаны специальные разделы и таблицы, где такие организации будут указывать размер доходов по данным налогового учета по аналогии с тем, как это делают «упрощенцы», осуществляющие определенные виды деятельности.
Утрата права на применение пониженной ставки. В случае, если по итогам расчетного периода применительно к этому расчетному периоду организация не выполняет условия о доле и составе доходов, она лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала периода, в котором допущено несоответствие условиям. При определении объема доходов учиты-ваются целевые поступления и гранты, поступившие и не использованные организацией по ито-гам предыдущих расчетных периодов.
Благотворительные организации
Еще одной новой категорией плательщиков страховых взносов, производящих исчисление и уплату страховых взносов по пониженным ставкам, являются благотворительные организации, зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке и применяющие упрощенную систему налогообложения.
Согласно ст. 6 Федерального закона № 135 ФЗ благотворительной организацией является не-правительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, создан-ная для реализации предусмотренных данным федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. При превышении доходов благотворительной организации над ее расходами сумма превышения не подлежит распределению между ее учредителями (членами), а направляется на реализацию це-лей, ради которых она создана.
Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций. Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.
Государственная регистрация благотворительной организации осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом № 7 ФЗ.
Некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Феде-ральным законом от 08.08.2001 № 129 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Федеральным законом № 7 ФЗ порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.
Решение о государственной регистрации (отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается Минюстом или его территориальным органом.
Ставки те же, что и для «упрощенцев», осуществляющих определенные виды деятельности.
Обратите внимание:
С 01.01.2012 Минюст осуществляет передачу в органы контроля за уплатой страховых взносов ин-формации о случаях несоответствия деятельности некоммерческих (в том числе благотворительных) организаций целям, предусмотренным ее учредительными документами. Такие случаи выявляются по результатам контроля, проводимого Минюстом в соответствии со ст. 32 Федерального закона № 7 ФЗ.
IT-организации
Прежде всего следует отметить, что претерпели изменения требования к организациям, которые могут себя отнести к IT-организациям в смысле Федерального закона № 212 ФЗ. Раньше опре-деление IT-организации звучало так: организации, осуществляющие деятельность в области ин-формационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны), которыми признаются российские организации, осу-ществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носи-теле или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), уста-новке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных. Федеральный закон № 379 ФЗ уточняет данное определение, теперь к IT-организациям относятся российские организа-ции, осуществляющие разработку и реализацию разработанных ими программ для ЭВМ, баз дан-ных. То есть, если раньше данный тариф могли применять организации продающие программы, но не разрабатывающие их, теперь право применять пониженный тариф имеют только организации, реализующие разработанные ими программы. Таким образом, круг организаций, подпадаю-щих под данную категорию, заметно сузился.
Напомним, что дополнительно такие организации должны были соблюдать требования о доле доходов (доля доходов от основного вида деятельности должна составлять не менее 90% общего объема доходов), иметь документ о государственной аккредитации, средняя численность работни-ков должна была составлять не менее 50 человек.
Федеральный закон № 379 ФЗ внес изменения в требования относительно численности работ-ников IT-организаций. С 01.01.2012 средняя численность работников таких организации должна составлять не менее 30 человек.
Также с 01.01.2012 Федеральным законом № 212 ФЗ установлены четкие условия, при кото-рых такие организации будут терять право на применение пониженных тарифов: в случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода применительно к указанному отчетному (расчетному) периоду организация не выполняет хотя бы одно условие, установленное частями 2.1 или 2.2 статьи 57 настоящего Федерального закона, а также в случае лишения ее государственной ак-кредитации такая организация лишается права применять тарифы страховых взносов, преду-смотренные частью 3 настоящей статьи, с начала периода, в котором допущено такое несо-ответствие и (или) аннулирована государственная аккредитация.
Ставки в ПФР, ФФОМС, ТФОМС, ФСС остаются теми же, что были предусмотрены Федеральным законом № 212 ФЗ в прежней редакции. В части ставок есть изменения только в Федераль-ном законе № 167 ФЗ, где ставки делятся на индивидуальную и солидарную части.
Период | Наименование | На финансирование страховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной части трудовой пенсии | |
Для лиц 1966 года рождения и старше | Для лиц 1967 года рождения и моложе | Для лиц 1967 года рождения и моложе | ||
В пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов | Тариф страхового взноса, всего. Из них: | 22,0% | 16,0% | 6,0% |
солидарная часть тарифа страховых взносов; | 6,0% | 6,0% | - | |
индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 16,0% | 10,0% | 6,0% | |
Свыше установленной предельной ве-личины базы для начисления страховых взно-сов | Тариф страхового взноса, всего. Из них: | 10,0% | 10,0% | 0,0% |
солидарная часть тарифа страховых взносов; | 10,0% | 10,0% | - | |
индивидуальная часть тарифа страховых взносов | - | - | - |
Эти же ставки применяют резиденты технико-внедренческих зон, хозяйственные общества, со-зданные бюджетными учреждениями.
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере СМИ
Прежде всего следует отметить, что изменились условия, при соблюдении которых плательщики страховых взносов, подпадающие под данную категорию, вправе применять пониженные ставки. Если ранее Федеральным законом № 212 ФЗ было установлено, что порядок подтверждения основного вида экономической деятельности данных организаций и индивидуальных предпринимателей определяется Правительством РФ и при этом такой порядок разработан не был, то изменения, внесенные Федеральным законом № 379 ФЗ, определяют такой порядок.
С 01.01.2012 основным видом экономической деятельности для данной категории плательщиков страховых взносов является вид деятельности, при котором доля доходов за отчетный (расчетный) период от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав по данному виду деятельности, включая доходы от оказания услуг по продаже рекламных мест (времени) в средствах массовой информации собственного производства, а также от поступлений денежных средств в виде субсидий и (или) бюджетных ассигнований в рамках целевого финансирования, полученных из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов на обеспечение производства и распространения средств массовой информации, составляет наибольший удельный вес в общем объеме доходов за указанный период. Сумма доходов определяется по данным налогового учета в соответствии со ст. 248 или 346.15 НК РФ. Контроль за соблюдением требований, установленных настоящей частью, осуществляется в том числе на основании отчетности, представляемой организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), в том числе в электронном виде, в соответствии со ст. 15 Федерального закона № 212 ФЗ. Иными словами, в отчет по страховым взносам будет добавлен специальный раздел для таких плательщиков, где они будут указывать сумму доходов всего и сумму доходов от основного вида деятельности.
Уже в 2011 году плательщики страховых взносов для отнесения к данной категории должны были быть включены Роскомнадзором в специальный реестр. Сведения об организациях, включенных в реестр, передавались в орган контроля за уплатой страховых взносов. С 01.01.2012 благодаря изменениям, внесенным Федеральным законом № 379 ФЗ, установлено, что организации и ИП, работающие в сфере СМИ, приобретают право применять пониженные ставки с месяца включения их в данный реестр. Следует отметить, что исходя из совокупного прочтения норм ст. 58 Федерального закона № 212 ФЗ, регулирующих порядок применения пониженных ставок этой категорией страхователей, необходимость выполнения условия о включении в реестр вытекала из них. Теперь она изложена в законе в форме, не предполагающей разночтений.
Также среди нововведений для этих плательщиков можно отметить и смягчение последствий утраты права на применение пониженных ставок. Если ранее в подобном случае плательщик страховых взносов обязан был восстановить и уплатить в бюджет суммы страховых взносов, причитающиеся с момента утраты права на применение пониженной ставки, а также соответствующие суммы пеней, то теперь законодатели решили ограничиться только суммами непосредственно страховых взносов.
Ставки в фонды для таких организаций не изменились. В Федеральный закон № 167 ФЗ вве-дена разбивка ставок на солидарную и индивидуальную части тарифа страховых взносов.
Период | Наименование | На финансирование страховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной части трудовой пенсии | |
Для лиц 1966 года рожде-ния и старше | Для лиц 1967 года рожде-ния и моложе | Для лиц 1967 года рожде-ния и моложе | ||
2011 год | Тариф страхового взноса | 20,0% | 14,0% | 6,0% |
2012 год | Тариф страхового взноса, всего. Из них: | 20,8% | 14,8% | 6,0% |
солидарная часть тарифа страховых взносов; | 4,8% | 4,8% | - | |
индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 16,0% | 10,0% | 6,0% | |
2013 год | Тариф страхового взноса, всего. Из них: | 21,6% | 15,6% | 6,0% |
солидарная часть тарифа страховых взносов; | 5,6% | 5,6% | - | |
индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 16,0% | 10,0% | 6,0% | |
2014 год | Тариф страхового взноса, всего. Из них: | 23,2% | 17,2% | 6,0% |
солидарная часть тарифа страховых взносов; | 7,2% | 7,2% | - | |
индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 16,0% | 10,0% | 6,0% |
Плательщики, не попадающие в льготные категории
Для не попадающих в льготные категории плательщиков страховых взносов, среди которых также могут оказаться субъекты предпринимательской деятельности, применяющие УСНО, Федеральным законом № 379 ФЗ предусмотрены новые ставки страховых взносов.
База для начисления страховых взносов | Тариф страхового взноса | ||
ПФР | ФСС | ФФОМС | |
В пределах установленной предельной величины базы страховых взносов | 22,0% | 2,9% | 5,1% |
Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов | 10,0% | 0,0% | 0,0% |
Данные ставки предусмотрены на 2012 – 2013 годы. Таким образом, одно из главных нововведений Федерального закона № 379 ФЗ – установление регрессивной шкалы ставки в ПФР. Для возможности реализации данного механизма законодателю потребовалось внести соответствующие изменения в ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 212 ФЗ.
Постановлением Правительства РФ от 24.11.2011 № 974 предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 01.01.2012 уста-новлена в размере 512 000 руб.
О том, каким образом суммы в ПФР будут распределяться на индивидуальную и солидарную части, можно узнать из Федерального закона № 167 ФЗ в редакции Федерального закона № 379 ФЗ.
Период | Наименование | На финансирование страховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной части трудовой пенсии | |
Для лиц 1966 года рождения и старше | Для лиц 1967 года рождения и моложе | Для лиц 1967 года рождения и моложе | ||
В пределах установленной предельной ве-личины базы для начисления страховых взно-сов | Тариф страхового взноса, всего. Из них: | 22,0% | 16,0% | 6,0% |
солидарная часть тарифа страховых взносов; | 6,0% | 6,0% | - | |
индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 16,0% | 10,0% | 6,0% | |
Свыше установленной предельной ве-личины базы для начисления страховых взно-сов | Тариф страхового взноса, всего. Из них: | 10,0% | 10,0% | 0,0% |
солидарная часть тарифа страховых взносов; | 10,0% | 10,0% | - | |
индивидуальная часть тарифа страховых взносов | - | - | - |
Как видно из таблицы, суммы, уплачиваемые с базы выше 512 000 руб., идут на финансиро-вание страховой части трудовой пенсии и в полном объеме составляют солидарную часть тарифа.
07 февраля 2012 года.
Материал был опубликован в журнале «Упрощенная система налогообложения »
, январь
Издательство "Аюдар Пресс"