Опрос
Как часто вы меняете место работы?
Некоторые аспекты, влияющие на развитие бизнеса..
(серия статей "Развитие бизнеса")
В продолжение темы «Развитие бизнеса» хочется описать ещё несколько распространенных ошибок и отметить некоторые важные аспекты, сильно влияющие на скорость развития бизнеса.
Немного предыстории... 10 лет назад возникла идея создать свой бизнес. На тот момент мысли о бизнесе были очень поверхностными и не чёткими. Найдя нескольких единомышленников, начал заниматься спекуляцией услугами консалтинга (на тот момент юридические адреса, регистрация фирм) и «связями» (предоставлением услуги бесперпятственного прохождения МРП и налоговой инспекции при регистрации юридических лиц). Немного спустя наш тандем начал приносить некоторые деньги.
Это была небольшая фирма и, как в любом другом деле на начальном этапе становления бизнеса, было достаточно много суеты и возни, и, казалось, что количество прибыли напрямую зависит от того сколько ты делаешь и как быстро. Тогда я изрядно уставал. Желая ускорить развитие, я то и дело смотрел на конкурентов и, сокрушаясь, думал: что же у меня не так, что у них лучше, а у меня хуже? Потом, был период, когда я погряз в повседневной работе, и достаточно долгое время мне было не до конкурентов. Я не уделял никакого внимания их достижениям – в это время в моём бизнесе был существенный рост. Дальше, однажды повстречавшись с партнёрами, мне опять стало интересно сравнить свои достижения с конкурентными, и я опять углубился в мониторинг и сравнения. Изучая конкурентов, я усердно внедрял в работу своего бизнеса, то чего у меня не было, но было у аналогичных бизнесов, и, как мне казалось, было очень нужно для улучшения работы моего бизнеса. В это время, я сравнивал свой бизнес с конкурентами и анализировал, что не так у меня в сравнении с ними, стараясь улучшить ситуацию, я пробовал внедрять всё новые и новые сервисы, а у моего бизнеса, вопреки внедрению «улучшений» начались тяжёлые времена.
Заметив динамику подъёма и упадка темпов развития своего бизнеса, я постарался проассоциировать развитие бизнеса с тем, что конкретно делаю я. Проведя параллели, я сделал однозначный вывод: когда я погружался в мониторинг своих конкурентов - я старался догнать их, а не занимался своим бизнесом и его развитием. Я понял, что, погрузившись в создание дополнительных сервисов, я не уделял внимание основным показателям бизнеса: определению приоритетов развития, финансовому и бизнес-планирование, объёму прибыли и его росту, увеличению оборотных средств, реинвестированию прибыли, оптимизации (работ, затрат временных и финансовых), элементарным подсчётам важных цифр (расходы, издержки, остатки, оборотные средства), контролю над сроками выполнения поставленных задач, регулярной отладке и оптимизации бизнес процессов, адаптации бизнеса под запросы рынка и многому другому.
Думая о развитии бизнеса и строя концепцию его развития, меньше смотри на конкурентов! Почему? Если конкурент на коне, ты лишний раз не расстраиваешься, теряя энергию, которую мог бы пустить на развитие своего бизнеса. Меньше знаешь – крепче спишь, больше думаешь о своём бизнесе. Следя за развитием конкурентов, начинаешь погрязать в погони за ними, меряясь преимуществами, вместо того чтобы заниматься развитием своего бизнеса.
Когда идей нет или совсем «не работается», тогда имеет смысл чуть-чуть поизучать конкурентов и другие смежные бизнесы, а точнее другие модели бизнесов или конкретные сервисы, как бы для идейного вдохновения, чтобы почерпнуть идеи для своего бизнеса. Но совсем не стоит этим увлекаться, чтобы не погрязнуть в погоне за конкурентами - в этой гонке, по сути, гоняешься сам с собой, и далеко не факт что ты спешишь вперёд, а не назад. Нельзя выиграть, не зная, куда нужно идти, а в погоне за конкурентами так и есть – может их путь, в конечном счёте, приведёт их к краху, тогда и вы - окажетесь там же. Нужно думать самому и создавать своё, анализируя то, что нужно рынку, а не то, что есть у конкурентов - смотреть на конкурентов здесь противопоказано!
Все это касается масштабной концепции бизнеса. Что же касается деталей, часто дело выглядит почти «наоборот». Очень часто мы начинаем изобретать велосипед и то, что уже давно реализовано, придумываем заново, тратя на реализацию деталей столько времени и энергии, что порой это становится основной работой вместо развития своего бизнеса.
Поэтому всё, что нужно для работы, нужно и можно заимствовать (не забывая об авторских правах) – используйте уже готовые решения, не теряя драгоценное время и силы на придумывание того, что уже придумано до вас.
Не бойтесь строить большие планы! Только тот, кто думает о большом бизнесе и стремится к нему, сможет его построить. Причина проста – планирование. Когда ты думаешь - ты планируешь. План - это проект, нельзя построить большой дом, имея проект маленького дома. Что планируешь - то и строишь! Когда-то инструктор по сноубурду сказал мне одно правило: куда смотришь - туда и едешь. Когда я, наконец, начал это правило выполнять, я был потрясен тому, что можно приехать на доске даже туда, куда казалось бы, приехать невозможно! Позже я заметил, что это правило также чётко работает и в бизнесе. Помните правило: если вы хотите построить большой бизнес – стройте большие планы!
Некоторые важные момента развития бизнеса (тезисно)
- Создавайте своё – это касается общей концепции/идеи бизнеса. Даже если он не идёт - не стоит его делать похожим на конкурентные предложения, в надежде что «пойдёт». Адаптируйте свои предложения под рынок и спрос, а не под предложения конкурентов, смотрите не на конкурентов, а на спрос и интерес потребителей и движение рынка, старайтесь анализировать и прогнозировать, и не забывайте про рекламу – как-никак двигатель торговли.
- Касательно инструментария для строительства бизнеса - не изобретайте велосипед! Громадный ряд инструментов для управления различными бизнес-процессами уже давно придуманы, просто используйте их. Тратьте свое время не на придумывание инструментов, а на придумывание бизнеса.
- Не бойтесь строить большие планы. Что планируешь - то и строишь! Если вы хотите построить большой бизнес – стройте большие планы!
- Не раз обращал внимание: какова бы ни была рекламная компания – самая лучшая – это снижение цен. Низкие, по отношению к рынку, цены - залог успешных продаж. Стремитесь уменьшить себестоимость товара/услуги, но не за счёт качества.
- Также важно учитывать: качество и разнообразный сервис при доступных ценах - последние тенденции потребности спроса на рынке.
10 апреля 2011 года. Николай Усов