Опрос
Как часто вы меняете место работы?
От чего зависит неразвитие бизнеса
(Серия статей "Развитие бизнеса")
Многим интересен вопрос: что нужно для того, чтобы бизнес развивался? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно быть или хорошо мотивированным директором этого бизнеса, или искушённым инвестором, специализирующимся на предприятиях этой сферы. В любом случае, это зависит от очень многих факторов, и чёткий ответ на этот вопрос можно будет получить после детального изучения конкретного бизнеса и сферы его деятельности.
А вот что касается частых ошибок, здесь, к сожаленью, тенденции таковы: многим бизнесам не суждено вырасти и стать прибыльным предприятием. Одни, так и не переходят в статус бизнеса, другие прекращают свою работу, едва встав на ноги, третьи, достигнув определенных результатов, упираются в необъяснимые причины ступора и, если не преодолевают их – также разоряются. Конечно же, есть и четвёртые – те, у которых всё хорошо, но сегодня речь не о них. Рассмотрим некоторые основные причины тормозящие рост бизнес-начинаний.
- Одна из распространенных причин это страх – боязнь того, что всё можно потерять и готовность довольствоваться не большими достигнутыми результатами – тем, что уже есть. «Лучше синица в руке, чем журавль в небе», «высоко заберёшься – больнее падать». Всему этому нас учат с самого детства, но беда в том, что это нужно нам в детстве, когда свойственны непосредственность, максимализм и неутолимое желание раздвинуть рамки ограничений. А во взрослом мире, где человек и так осторожен, буквальное восприятие этих пословиц убивает все шаткие начинания и ведёт к тому, что ремесленническое дело, остаётся таковым, не вырастая в настоящий бизнес.
- Следующая причина это отсутствие реинвестирования в бизнес. Многие бизнесы прекращают своё развитие именно из-за отсутствия реинвестирования, хотя большинство из них были отличными идеями в своё время и имели все шансы стать крупным бизнесом. Случается это так.
На начальных этапах становления бизнеса собственник активно работает сам, развивая своё «детище». Так как он развивает собственный бизнес, то соответствующее отношение к делу: внимание ко всем бизнес-процессам и деталям; не нормированный график (всё свободное время так же тратится на развитие бизнеса); осуществляется планирование последовательности работ; исполнение задач «со взглядом на будущее» - чтобы не пришлось переделывать в ближайшее время. Аналогичные требования и к наёмным работникам.
Пока бизнес маленький – у собственника хватает время всему уделять внимание. Такое отношение влияет на положительную динамику развития бизнеса. Переломный момент наступает, когда владелец бизнеса перестаёт справляться с контролем всех существующих в его компании бизнес-процессов. Здесь появляются помощники – старший группы, заместитель или управляющий.
На этом этапе бизнес уже приносит сравнительный доход и работает по отлаженной собственником системе. На горизонте появляются прелести красивой жизни. Всё чаще вопросами организации новых бизнес-процессов и переделкой старых занимаются управляющие помощники. Их подход уже несколько отличается от подхода собственника: даже если они работают с самоотдачей, то, как правило, без исполнения задач «со взглядом на будущее». Однако об этом позже.
Итак, появились деньги. На что их тратит собственник в первую очередь? В нашем случае (наиболее частая ситуация) на приобретение статусных и имиджевых вещёй: дорогая машина, брендовые часы, портфель, одежда, дорогие рестораны, клубы.. А также вещей, обеспечивающих удобство: квартира, дача, второй автомобиль, хорошая (элитная) мебель, различая бытовая техника, регулярные поездки на дорогостоящий отдых… Купленные на начальных этапах становления бизнеса – это вещи убивающие его.
Если вы создавали себе бизнес для того, чтобы купить всё это и потом пойти на работу наёмным работником или стать вольным стрелком в мире бизнеса, тогда это – верное развитие событий и все ваши действия – вполне логичны. Если же цель создания бизнеса его развитие и «рощение» до крупных масштабов и стабильного состояния – правильным является вложение денег в вещи, необходимые для его следующего развития: оборудование, недвижимость, увеличение оборотных средств, создание новых отделов и подразделений, реклама, набор высококвалифицированных кадров..
В своих целях тратить прибыль от бизнеса стоит лишь на необходимые вещи, и не стоит их путать с вещами, обеспечивающими удобство и являющимися не более, чем атрибутами комфортной жизни. Использование заработанных денежных средств на покупку вещей для развития бизнеса и называется реинвестированием в бизнес, и отсутствие такового влечёт к упадку бизнеса.
- Ещё одна причина остановки развития бизнеса – отсутствие соответствующего бизнесу управления: профессионального, с соответствующими навыками. Для каждой задачи есть свои инструменты – это важно понимать и помнить! Если не получается что-то сделать, значит не тот инструмент/подход/навык.. применяется. Развитие бизнеса не исключение: управленец должен быть уровня, соответствующего стадии развития бизнеса. На начальных этапах – рационально мыслящий разнорабочий, чётко исполняющий поручения собственника. На этапе развития крупного бизнеса – инициативный, глубоко ответственный, смелый энтузиаст, принимающий взвешенные решения на холодную голову, расчетливый, планирующий, понимающий все бизнес-процессы компании, с соответствующим образованием и опытом, преданный компании, с высоким доходом и годовыми премиями.
В процессе создания, становления и развития своего дела, многие, увлекаясь процессом и забывая об опасностях, наступают на грабли, на которые до них наступали предпринимателей не одного поколения. Очень хочется надеется, что прочитав вышеописанные причины тормозящие развитие бизнеса, кто-то из бизнесменов и предпринимателей воспользуется добрыми советами приведенными в этой статье и сумеет избежать капканов стоящих на нелёгкой тропе подъёма собственного дела. Успехов вам в ваших бизнес-начинаниях и удачи в большом бизнесе!
07 апреля 2011 года. Николай Усов